Журнал 78

Почему двигатель «ест» масла больше, чем должен?

Почему двигатель «ест» масла больше, чем должен?

Современные машины - это сложные механизмы, которые можно сравнить с человеческим телом. Он состоит из множества отдельных систем, "здоровье" которых влияет на общую производительность. Увеличение расхода масла при работе двигателя может иметь несколько причин, некоторые из которых непосредственно видны, а некоторые скрыты. Здесь не рассматриваются утечки масла, а потери, связанные с неисправностями двигателя и особенностями эксплуатации автомобиля.

Система воздушного впуска

При несоблюдении графика замены фильтров воздух очищается недостаточно, и в сочетании с утечками во впускном коллекторе происходит загрязнение камеры сгорания. В результате поршневая группа цилиндра сильно изнашивается абразивными частицами. В результате в цилиндровой камере остаются остатки масла, которые затем загораются.

В канавках поршневых колец образуются отложения грязи. Они смешиваются с маслом и образуют абразивный пастообразный материал. Это приводит к износу подвижных колец, уменьшению высоты колец и расширению канавок. Герметичность цилиндра снижается, а расход масла увеличивается.

Клапанный механизм

Утечка масла в камеру сгорания из-за износа направляющих клапанов и клапанных крышек (постепенная потеря их первоначальной уплотнительной функции). Направляющие клапанов подлежат замене, но также важно проверять состояние направляющих клапанов. Это связано с тем, что при чрезмерном зазоре клапана установленная клапанная крышка потеряет свою функцию. В результате масло будет попадать в камеру сгорания.

Турбокомпрессор

Задача турбокомпрессора в исправном состоянии состоит в том, чтобы загонять внутрь системы впрыска определенную порцию масла. В турбине на валах есть газодинамические уплотнения. Они служат сальниками. Их задача – изолирование главного корпуса турбокомпрессора от систем впрыска и выпуска мотора (от горячей и холодной улиток). Строение и основы функционирования газодинамических уплотнений имеет много общего с компрессионными кольцами поршней: они дают пройти части газов, так как не совсем герметичны.

При определенных условиях работы турбины может произойти одновременное повышение давления отработавших газов и выраженное разрежение в зоне впрыска. Возникающая разность давлений часто вызывает разделение газа от более горячей спиральной трубы к более холодной спиральной трубе. Это служит для переноса тумана от масла к стороне впрыска основного корпуса. Очевидным следствием этих событий является возникновение испарения на стыке турбинных струй, а также попадание масла в промежуточный охладитель. Эти потери не стандартизированы, так как зависят от модели компрессора и режима работы двигателя. Отказ динамических газовых уплотнений неизбежен, поэтому масло быстрее поступает в турбину. Потери могут наблюдаться при большом перепаде давления, т.е. при сильном разрежении на стороне впрыска при наличии сопротивления на стороне выхлопа. Это вызвано загрязнением нейтрализатора или впускного фильтра.

Вентиляция картерных газов

Повышенный расход масла может также возникнуть при неисправности системы вентиляции картера. Со временем масло накапливается и снижает производительность маслоотделителя, сокращая срок службы главного вентиляционного клапана или выводя его из строя. В частности, больше масла попадает на впуск и сгорает в цилиндре. В результате поверхности поршня и клапанов загрязняются.

Сгорание топлива не полностью

Существует несколько причин избытка топлива в цилиндре. Например, перенасыщенная топливно-воздушная смесь или неполное сгорание. Опасность этого заключается в том, что несгоревшее топливо в процессе работы смывает масляную пленку на стенках цилиндра. В результате полусухого трения цилиндропоршневая группа работает с повышенной нагрузкой. Это приводит к износу, снижению мощности двигателя и увеличению расхода масла. Важно как можно скорее устранить проблемы, вызывающие это состояние:

  • Неисправные топливные форсунки
  • Неправильно работающая система зажигания.

Если двигатель не был должным образом предварительно прогрет, рекомендуется не использовать низкокачественное топливо и не совершать частые поездки на короткие расстояния. Это особенно важно для бензиновых двигателей с прямым впрыском. В этом режиме бензин не полностью испаряется и плохо смешивается с воздухом, в результате чего топливо покрывает стенки цилиндров и смывает масляную пленку. Топливо также скапливается в масляном поддоне и разбавляет масло. В результате уровень масла повышается, а эффективность работы снижается.

Срок жизни

По мере старения масла может произойти его заедание. Обычно это связано с интенсивной эксплуатацией автомобиля. При таких обстоятельствах масло следует менять чаще, обычно не каждые 15 000 км. Старение масла вызывает смачивание и уплотнение поршневых колец, что снижает герметичность цилиндра и увеличивает объем картерных газов, который не может преодолеть система вентиляции. В результате большое количество масла попадает во впускной тракт. Дезинфекция колец приводит к тому, что большое количество масла сгорает непосредственно в цилиндре.

Условия эксплуатации

Повышенный расход масла может быть вызван конструкцией двигателя или его неисправностями. В некоторых случаях он также может быть вызван плохими условиями эксплуатации. Чаще всего это происходит, когда двигатель постоянно работает на низких оборотах холостого хода. Снижение давления топливно-воздушной смеси при сгорании не позволяет поршневым кольцам адекватно выполнять свою функцию, что приводит к потере герметичности цилиндра. Другими вариантами тяжелой эксплуатации являются частая езда с "холодным" двигателем при ненормальных нагрузках или длительный холостой ход в пробках.

Как определяются пределы расхода

Расход топлива определяется в литрах на 1000 км. Однако более точным является определение в процентах от расхода топлива. Этот метод является точным, поскольку учитывает время работы двигателя на холостом ходу. Двигатель не должен расходовать более 0,5% потребляемого топлива. Это значение может быть в литрах в более удобной и понятной форме. Например, автомобиль потребляет около 8 литров топлива на 100 километров. Это означает, что расход топлива на 1000 км составляет 80 литров. Если перевести это значение в 0,5%, то получится около 0,4 литра. Это примерно в 2,5 раза больше цифры, которую используют специалисты сервисных центров при рассмотрении жалоб автовладельцев на чрезмерный расход масла.
2023-03-25 12:16 Советы автомобилистам Всё о внутренностях вашего автомобиля